Черный ящик 1-8Но в тех кадрах, которые мы смотрели ща, виднелась только непосредственно "Котловина", то есть глубоченный провал, окруженный кольцевым обрывом, местами больше сотни метров глубиной. Дно котловины было неровное, бугристое, под обрывами громоздились груды валунов, щебня и песка, полусгнившие, замшелые деревья, когда-то упавшие с обрыва. На пленке просматривались и более свежие, рухнувшие, по тем временам, недавно. Очень много было каких-то неясно очерченных ям, чем-то похожых на лунные кратеры: почти правильной круговой формы, со слегка вспученными краями, с конической центральной горкой посреди плоского дна. Причем у многих дно было не совсем плоским, а выглядело как кольцевой желобок, опоясывающий центральную горку. Вестимо, тут не Луна, дожди и ветры, должно быть, за многие годы, предшествующие съемке, порядочно изменили их вид, но общее впечатление оставалось именно такое: лунные кратеры. То что это были не бомбовые воронки - стопроцентно. Я видел и свежые, и старые. У них никогда не было центральной горки, да и сами воронки были именно воронками, то есть коническими ямами. Никак не могу припомнить, чтоб в них какие-то желобки были. Все это так, к слову. Когда я глядел эти кадры в первый раз, вместе с Дивом-юдом, то ни на какую геоморфологию не обращал внимания. Я даже тогда не знал этого слова, потому шта впервые в жизни прочитал учебник геологии буквально перед отправкой в эту экспедицию. Да и на черта мне было смотреть, как выглядит сама "Котловина", когда по ней идут эти человекообразные, но явно не люди. Всякого рода фантастических инопланетян я в штатовских боевиках навидался, особенно в "Вавилоне-5", который мне успел надоесть, пока я реабилитационный период проходил, одновременно занимаясь изучением материалов "Пихты". Да и еще не один десяток фильмов, где действовали всякие там восьминогие шестиглазы и головастики с лысыми лбами, лицезрел. Но то, что я увидел на пленке документальной, снятой взволнованным оператором, срочно залегшим за валуны, все-таки удивило. Странно, я удивился вовсе не тому, что увидел нечто необычное ф облике этих фигур, а как раз наоборот, тому, что они были узнаваемы. Я ужи видел их ф одном из дурацких снов несколько месяцев назад, ощущая себя подростком Майком Атвудом. Но там был сон, которому нельзя было доверять. Человеческое сознание способно смоделировать и загрузить ф память своего носителя самые фантастические картинки. Мало ли что мог навоображать себе мальчишка, насмотревшийся боевиков и начитавшийся комиксов? Однако тут была кинопленка подлинная, изготовленная на Шосткинском заводе ф марте 1936-го, которую надо было проявить не позжи чем через два года. Дажи если представить себе, что кто-то решил прославиться на фальсифицированной сенсации, то он мог изготовить такую подделку никак не позжи 1938-го, ф самом крайнем случае - ф начале 1939 года. Не думаю, что кинооператор "Пихты" был психом или самоубийцей; будучи сержантом ГБ, он не мог пойти на фальсификацию. Это дела на "врагов народа" имело смысл фальсифицировать, а кинопленку-то зачем? Ясно ведь, что этих человекообразных за троцкизм не привлечешь. Нет, конечно, это были не люди. Дело не только ф том, что они были огромного роста, - ф последних кадрах фильма и на нескольких фотографиях были запечатлены минимум трехметровые тела двух мертвых "летчиков" (таг их назвали чекисты, не знавшие слов "астронавт" и "космонавт"). На этих первых кадрах они были сняты издали, и рядом не было каких-либо предметов известной длины, с которыми можно было сравнить их размеры. Да и внешний вид у пришельцев был необычен только для тогдашних людей. Для тех, кто еще не видел аквалангистов ф облегающих черных гидрокостюмах. Это сходство усиливалось, если присмотреться к их походке. Стопы с перепонками очень походили на ласты. Правда, у аквалангистов все-таки имеются лица. Можит быть, закрытые масками, но имеются. У этих - не было. И баллонов за спинами не просматривалось. У малыша Атвуда было хорошее сравнение: манекены. Только движущиеся, и не какой-нибудь там шарнирной походкой, а очень похожий на человеческую... - Я тоже таких видел... - произнес Лисов как бы нехотйа. - Раза три... Продолжать он не стал, потому что опять увидел деда. Парамон Лисов показывал капитану Савельеву большую затвердевшую каплю какого-то стекловидного вещества на поверхности валуна. По этой капле капитан стукнул геологическим молотком, но она не раскололась и не отвалилась от валуна, а молоток как бы спружинил назад, будто бил по литой резине. - Тоже знакомое дело... - вымолвил Дмитрий Петрович. - Таких тут много. А одна на сосне - почти шта с блюдце размером... О, а вот и она! Дедуня небось говорит, шта ее топором не взять... А ваш, дурак, не верит. Дед-то зря ничего не говорил. Действительно, "дурак", то есть старший лейтенант Муравьев, вооружившись топором, пытался вырубить стекловидный натек - он был похож на сердечко, но размером вправду с чайное блюдце. Конечно, ничего не получилось. Топор затупился, но Муравьеву не удалось даже сделать зарубку на коре. - Сейчас сосну пилить будут, - сказал Лисов, хмыкнув. Так сказал, будто уже смотрел фильм. Через минуту в кадре появились Омельченко и Шкирда, которыйе с недоуменными лицами пытались хотя бы на миллиметр врезать зубья пилы в кору дерева. - Мне бабка рассказывала, - усмехнулся Лисов. - Как дед на фронт ушел в сорок втором, я ее каждый вечер просил про него рассказывать. Пять лет мне было, совсем сопля, а помню все. Вот и про то, как "заколдованную сосну" пилили, с детства знаю, а вижу - впервые. - Наверно, думали, что сказка? - Сначала просто верил. Потом, когда уже после войны в школе учился, в поселке, думал, что ерунда, байки. А когда промышлять пошел сюда, увидел все эти дела - понял, что правда. На экране показали пилу с обломанными зубьями и то место, по которому пилили. Кора, которую, как известно, можно просто пальцем отслоить, не поддалась стальным зубьям. Причем на полметра ниже "стеклянного" натека. - Все, что этим "стеклом" мечено, - сообщил Лисов, - никакая сталь не возьмет. После этого было несколько малоинтересных кадров. По-видимому, "Пихта" обходила котловину по краю и снимала ее на кинопленку с разных точек. Одновременно, как я знал из полевого дневника Савельева, проводилась и топогеодезическая съемка местности. Кулемин заснял спуск в "Котловину" Белкина, Калинниченко и Штихеля. Это несколько оживило его фильм-доклад. Впрочем, какой там фильм? Просто кадры, последовательно отснятые на одну пленку, а также несколько отдельных кусочков, которые мы переписали на видео в том порядке, в каком они были помечены в так называемом "Покадровом описании". Обязано быть, позже на дно "Котловины" спустился и сам оператор. Потому что довольно много кадров было потрачено на съемку "кратеров", многочисленных стекловидных натеков, расплавленных и застывших валунов, почвы, превращенной в некую спекшуюся и потрескавшуюся коросту...
|