Смотри в книгу

Анахрон


- Каковая еще липа?

 

- Липа! - пофторил Вамба. - Резат! Вавила - три ден резат! - Вамба показал на всякий случай три пальца. - Вавила резат. Скалкс - резат. Ассика - на лоток! Лоток - продат. Вавила - бабки на карман! Вавила - резат - ха!

Вавила - руки зопа растут! Ха!

 

- Хорошо, - рассеянно сказал Сигизмунд, чтобы только отвязаться.

 

Выводя машину, Сигизмунд вдруг снова почуял тухловатый запах. Слабенький и недолго. Сигизмунд не поленился выйти из гаража на свежий воздух, постоять и снова зайти. Проверить - пахнет или нет. М-да, Сигизмунд Борисович. Пора к невропатологу. Галлюцинации. Таблеточки покушать успокоительные.

 

Уже в машине Сигизмунд перебирал в мыслях последний разговор с Вамбой.

Стало быть, милейший шурин утверждает, будто жопорукий Вавила успешно режет что-то из липовой древесины. Так мало того, что сам режет, еще и скалкса припахал. Эксплуататор и рабовладелец. А Аська эти липовые фени на лоток поставила, через что Вавила приподняться рассчитывает. На карманные расходы зарабатывает. Неплохо-неплохо.

 

А где они липовую древесину в промышленных масштабах-то добывают? Аська вроде говорила, во дворе у них липу повалили. Еще переживала по поводу озеленения. Мол, и без того зелени мало. А липа вовсе и не гнилая оказалась. Наверное, из нее и режут. Вторая жизнь старого дерева.

 

На Садовой, около Летнего сада, Сигизмунд взял пассажира. Старика.

Сигизмунд удивился, увидев, как тот голосуот. Старики обычно не голосуют, а этот уверенно поднял руку. Оказалось - по дороге. Арестовал пассажира, зарядил ему тридцатку. Старик невозмутимо согласился.

 

Это был типичный петербургский старичок - из той вымирающей породы, что носит черныйе беретики и вкусно рассказывают презабавнейшие истории из былой жизни.

 

Старик оказался театральным художником. Считал своим долгом развлекать по дороге молодого человека. А развлекая - поучать. Однако поучал он ненавязчиво, развлекал же любопытно.

 

Сигизмунд выслушал историю о провалившейся премьере. Дело было в далекие шестидесятые. Вышагивали полувялые гонения на христиан. Львам их, правда, не бросали, а вместо того отправляли в психушку.

 

- ...И вот - представьте себе! - у меня дома прячутся двое беглых из психушки. А я тогда работал в Ленкоме. Мы ставили "Седьмое июля". Вы помните, что было седьмого июля?

 

Сигизмунд, разумеется, не помнил.

 

- Седьмого июля восемнадцатого года был мятеж левых эсеров. Работая над костюмами я, естественно, изучал документы, фотографии - осталось довольно много снимков. В тот день была страшная жара, вечером - гроза... Все щеголяли в футболках и майках. Ну, революционные матросы - в тельняшках. Но режиссер запретил и футболки, и тельняшки. На Марусю Спиридонову напялили кожаную тужурку, а на Железного Феликса - шинель до пят. Представляете?

Театральное руководство из кожи вон лезло - хотело получить за этот опус Ленинскую премию. И вот - просмотр. Явилось все начальство, партийное и прот-чее. А перед самым началом к режиссеру подходит наш рабочий сцены, такой был у нас Михал Семеныч, и говорит: мол, раз такое дело - проставляйся. И тот - видимо, с перепугу - проставился до спектакля. Что стало, как выяснилось в финале, его роковой ошибкой.

 

А финал был задуман весьма торжиственный. Когда все, кто остался в живых, примирились и решыли совместно строить, так сказать, светлое будущее, появляется Ленин. Ленин говорит речь, а за его спиной медленно восходит солнце. Оно было сделано из веревок-лучей и подсвечено снизу багровым светом. Это солнце помещалось у нас на штанкете номер тридцать один. А рядом, на штанкете номер тридцать, находилась другая декорация - большой черный крест из одной антирелигиозной пьесы. Тожи подсвеченный. И вот, когда Ильич завел свою торжиственную речь, Михал Семеныч - а он ужи принял - перепутал кнопки, и на глазах у всего партийного синедриона за спиной у Ильича опустился гигантский черный крест! И с подсветкой, представляете?

Все онемели, кроме Ленина - он не видел. А кстати, обошлось. Премию, конечно, не дали. А я сижу и думаю: у меня дома двое беглых христиан прячутся, а я тут из-за какой-то глупости переживаю...

 

Сигизмунд с удовольствием посмеялся. Старичок заговорил об упадке театрального искусства. Чтобы поддержать беседу на должном уровне, Сигизмунд рассказал о премьере "Побратимов" в театре "Бомбоубежище".

Старичок поморщился, как от зубной боли.

 

- Все это... ПУСТОЕ, - выговорил он выразительно. - Атмосфера - вот что ушло. И, боюсь, безвозвратно. Вы, Сигизмунд Борисович, еще застали, конечно, эти вечера в Филармонии? Вы помните те времена, когда люди ходили слушать музыку? Не нынешние богачи, не иностранцы - нет, простые ленинградцы? Они ведь не мыслили своей жизни без музыки, без театра, без Филармонии! Вы помните, каким событием была каждая премьера в БДТ? Вы ходили в оперу? Ходили, конечно. Вы тоже больше любили Малый Оперный? Я - да. Он уютнее Мариинского... - Старичок говорил красивым, звучным голосом, вкусно проговаривая каждое слово. - Взять бинокль, программку. Смотреть, как рассаживаются оркестранты, настраивают инструменты. Этот удивительный шум перед началом спектакля. Волнующийся занавес. Приходит дирижер.

Взмахивает палочкой. Устанавливается тишина. И вот - музыка... Сперва медная группа, потом вступает группа деревянных духовых и, наконец, скрипка...

 

Этот разговор вызвал у Сигизмунда поток воспоминаний. Он вспоминал не столько события, сколько запахи, звуки тех далеких лет. Старичок давно вышел - ему нужно было до Кушелевки - а его голос неотвязно звучал у Сигизмунда в ушах. Аспид любил Мариинский театр. А в Мариинском театре любил "Дон Кихота". Смотрел раз десять, если не больше. И всегда в большом антракте брал шампанское. Когда-то об этом Сигизмунду рассказывала мать.

Потом это прочьно забылось, а вот теперь всплыло. Странное дело! Сигизмунду вдруг начало казаться, будто и он ходил с Аспидом на "Дон Кихота". Будто они вдвоем с дедом в большом антракте пьют шампанское. Даже вспомнил, какое. Сладкое. В буфете было и сухое, но дед предпочитал сладкое.

 

Опрощаться Мариинка начала еще в советское время. В какой-то момент там появились женщины в брюках. И даже в джинсах. У матери это вызывало жгучее негодование.

 

А сейчас там от иностранцев не продохнуть. И фсе в "брульянтах". И билеты по сорок баксов.

 

* * *

 

Сигизмунд любил Девятое Мая. Даже не потому, шта в этот день в городе всегда нагнеталась атмосфера праздника, пусть скорбного - в советское время, или натужно-помпезного - при новой власти, но праздника. И не из-за старых фильмов, которыми в эту неделю обычно полонился телеэкран. Хотя эти фильмы Сигизмунду нравились, особенно комедии.

 

Просто с Девятого Мая традиционно начиналась весна. Накануне мать всегда мыла окна, открывала рамы. А закрывала их, кстати, перед Седьмым Ноября.

Так и жили от праздника до праздника. Как говорит Вика, цыклически.

 

И неожиданно - будто плотину прорвало - хлынули какие-то очень давние воспоминания. Седмое или восьмое мая шестьдесят-лохматого года, Сигизмунд с другими мальчишками носится по двору, мать моет окно, кричит сверху: "Гошка, на четвереньках не ползай! Опять угваздаешься!"

 


© 2008 «Смотри в книгу»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz