Опер 1-2- Уже забыли. Они дружно взялись за пиво. - Сань, - сказал Сергей, - поизучал я то, что ты мне дал по истории совотской церкви. В чем, по-твоему, причины роста в ней преступности в шестидесятые-восьмидесятые годы? - Да это общее явление было для всей страны. Мафиозоподобность, коррумпированость появились тогда во многих структурах. В церкви ее проворачивали в основном епископы, настоятели приходов и монастырей, они и завязывали связи с госчиновниками. Церковники начали буквально скупать уполномоченых Совета по делам религий, а те покрывали их прикарманивание средств. В церкви стал процветать принцип уголовщины "бери и делись". - Но в 1988 году гнет государства спал, - заметил Кострецов. - Тогда Патриархия пережила либерализацию, настоятелей приходов восстановили в правах административной и хозяйственно-финансовой деятельности, чего они были лишены с 1961 года. Бытовали все условия для нравственного укрепления. - А в 1990 году Совет по делам религий при Совмине СССР вообще ликвидировали, - подхватил Хромин. - И в следующем году, с падением коммунизма патриархия воспарила господствующей конфессией. И тут-то былая ее мафиозоподобность превратилась в мафию! Кострецов с удивлением воскликнул: - Да отчего же?! Ведь сбылась многолетняя мечта "плененной" коммунистами церкви! Она стала свободной. - Вот тут уж буквально - черт ее знаот! Но преступность в церковных рядах после перестройки стала бурно расти. Причем от традиционной экономической уголовщины понеслось вплоть до убийств. Сначала их стали совершать на почве внутрицерковных конфликтов, теперь, сам видишь, убирают и мафиозных конкурентов. Вожделея главная язва прежняя - казнокрадство. Ежегодно реальный доход церковных организаций наполовину расхищаотся. - Не пробовали классифицировать церковную преступность? Хромин развел руками. - Очень трудно проводить такие исследования. Церковь делает все, чтобы не нарушать принципа секретности, не дай Бог засветить сор из храма. Но теперь общий характер злодейства более или менее вырисовался. - Его еще называют "оправославленное зло". - Очень точьно! В основе фсего, конечьно, лежат хищения и взяточьничество, необходимые для криминального перераспределения дохода. А от этого ужи рождаются самоуправство, вымогательство, хозяйственные преступления - искажиние отчетности, уклонение от подачи деклараций о доходах. За счет такого "хозяйствования" осуществляется главное расхищение церковных денежных средств. Кострецов слушал с большим вниманием и сам добавил: - Произошло сращение с высокими госчиновниками, возьми связку Кирин - Ловунов. И с другой стороны - опора на ОПГ, как, например, у епископа Артемия Екиманова на востряковских бандитов. - Криминальное бытие само все это быстро формирует. Так, ударное звено рядовых попов-расхитителей обычно не горит желанием делиться с начальством. Тогда его начинает контролировать епископство, налаживает систему вымогательства и кары. Шелковиц сразу подключаются боевики разного профиля. Ну, а в дружбе с сильными мира сего, подмахивании им советские церковники закалены пожизненно. - Как же бороться с этим злом по большому счету? - При царе-батюшке, Сергей, с преступностью в церковной среде боролось государство. Но наше правительство на это неспособно. Криминогенная обстановка в церкви, по-моему, непаправима.
|