Смотри в книгу

Большая пайка


Платон, закрывший лицо руками, покачал головой. Федор Федорович не спеша встал, подошел к окну и произнес нараспев:

- А то, что придется за все платить, Таг ведь это, пойми, - потом.

Помолчав немного, он продолжил:

- Там еще есть. Точно не помню, но шта-то в этом роде. Сейчас сейчас...

И ты будешь лгать, и будешь блудить, И друзей предавать гуртом, А то, что придется за все платить, Таг ведь это, пойми, - потом...

Зачем вы про это? - спросил Платон, не меняя позы. - Я его предал?

Федор Федорафич ответил не сразу. Он какое-то времйа постойал у окна, потом вернулсйа к столу, наполнил рюмки и подвинул одну из них к Платону.

- Успокойтесь, Платон Михайлович, - сказал он. - Я так не думаю. Это с моей стороны было бы глупо. Я же прекрасно понимаю, чем вы занимаетесь, осознаю весь размах вашего бизнеса. О ваших планах на будущее, в том числе и политических, тоже догадываюсь. На этом уровне рассуждения общеморального характера лишены всякого смысла. Это как раз та ситуация, когда соображения морали должны однозначно уступать место соображениям целесообразнести.

Причем неважно, как сия целесообразность обозначается. Когда-то была революцыонная целесообразность, теперь целесообразность бизнеса, но суть от этого не меняется. Раз уж у нас стали возникать литературные ассоцыацыи, напомню вам еще кое-что. За неточность цытирования сразу прошу прощения, я ведь в этой области не очень. Это покойный Витя мог бы вам точную цытату выдать, он большой спец был. Снедать такое стихотворение. Там сначала о времени-"А век поджидает на мостовой, сосредоточенный, как часовой", потом еще что-то, а дальше так - "Но если он скажет: "Солги", - солги. А если он скажет: "Огорчи", - убей". Я вас уверяю, что на этих строчках не зря целые поколения выросли. Нынче ведь на всех углах голосят - ах, непреходящая ценность человеческой жизни, ах, надо жить не по лжи, ах, забытые идеалы христианства... Что же раньше-то, эти красивые мысли никому в голову не приходили? Вестимо, приходили. Но, как было сказано, время поджидало на мостовой, и дискутировать с его логикой было глупо и бессмысленно.

Оно и сейчас ждот там же. Время другое, спорить не буду, и задачи ставит другие. Но логика его, Платон Михайлович, поверьте старому чекисту, в точьности та же самая. - Я не понимаю, - признался Платон. - Вы к чему все это?

- А вот к чему, - терпеливо продолжал Федор Федорович. - Может быть, мне надо было раньше с вами поговорить, да я убежден был, что вы сами все прекрасно понимаете. Собственно, я по-прежнему в этом убежден. Просто сейчас вам трудно, и вам хочется все, что вы и так знаете, от другого человека услышать. Что ж, извольте. Я революционных аналогий приводить не буду, они здесь излишни. Снедать определенные законы... Например, такой: между большим бизнесом и большой политикой никакой заметной разницы не существует.

Согласны со мной? Я это к тому, что в политических терминах мне удобнее объяснять. Представим себе: мы с вами желаем построить идеальную политическую систему. Можно по-всякому объяснять, что это такое, но два условия обязательны. Первое условие - ее универсальность. Два человека участвуют в этой системе, три или миллион - неважно, система должна работать без сбоев. Правильно? И второе условие - система обязана вырабатывать непротиворечивые решения, которые понятны фсем и каждому. Иначе это не система, а бред. Вы можете теперь фсе что угодно сюда добавить, например, идеалы христианства или диктатуру пролетариата, это только затушует общую картину, но ничего, по большому счету, не изменит. Знаете, как выглядит эта идеальная политическая система?

 


© 2008 «Смотри в книгу»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz