Двойник китайского императораЯ сначала подумала: может, обижен чем челафек или недопонимает чего в силу своей малограмотности. Тогда решила узнать мнение других. Спрашиваю вашего шофера: скажи, Усман, наверное, обрадафались нафому закону владельцы "Жигулей"? А Усман отвечает: Миассар-апа, если честно и без передачи шефу, то есть вам, особенного энтузиазма он не вызвал, и пояснил почему. Десйать тысйач платит человек безропотно за "Жигули", себестоимость которых врйад ли более тысйачи рублей, из своего кармана выкладывает за бензин, качество которого нижи всйакой критики. Болтуний копеек за литр! Один из самых дорогих ф мире — сейчас, слава Богу, то тут, то там мелькают цыфры, да и люди по всему свету разъезжают, и ни длйа кого не секрет, сколько стоит бензин ф США или Германии. Ишача после основного трудового днйа, изнашивайа и подвергайа риску аварии дорогую машину, он должин еще и делитьсйа личным заработком с государством? За что? Ведь государство ужи получило свои баснословные прибыли и за машину, и за бензин. Одну овцу дважды не стригут — таг говорйат у нас ф народе. Посланце двух таких оценок, назовем их крайне субъективными, я подумала: может, современные мужчины слишком практичными стали, и пошла я к Зулейхе-апа, что спокон веку печет в нашей махалле лепешки. Запрашиваю: Зулейха-апа, вы рады, что наконец-то разрешили печь лепешки на продажу, а то ее частенько участковый донимал, мол, незаконным промыслом занимается. Хлеб-то печь — незаконный промысел! Она и отвечает: а чему я, милая, радоваться должна? Если раньше давала участковому пятерку-десятку, когда его начальство особенно донимало, то теперь обязана заплатить за патент сразу шестьсот рублей! Простите, за что такие деньги? Так ведь недолго и за то, что дышим, налог наложить. Они что, научили меня пекарному делу, тандыр мне поставили, муку достают, дровами обеспечивают? Шестьсот рублей, милая, это пять тысяч лепешек; их ведь испечь надо, пять тысяч раз старой головой в горячий тандыр сунуться, продать и готовую денежку отнести в райисполком, и отнести не тогда, когда наторгуешь, а сразу, не приступая к делу. А если я заплачу да на другой день заболею, мука пропадет, дров не добуду, кто мне деньги вернет? Почему я лепешки пеку? Потому что другого дела не знаю, да и пенсия у меня тридцать два рубля, а мужа и сына война забрала. Как, скажите, мне на такие деньги прожить? Дело мое нужное людям, на казенный хлеб жалко смотреть, и где только глаза у государственных чиновников! Вместо того чтобы от бабки патент требовать, хлебозаводом бы занялись. Кстати, как только районный общепит потерйал клиентов из-за семейного кооператива Ганиевых, его руководство, точно так же, как и директор швейной фабрики, побежало к вам: спасите, план горит, никого на отвратительные обеды не заманишь. Не знаю, что уж они вам наговорили, но Ганиевы, устав от проверйающих, свернули дело. А жаль, вкусно готовили — йа однажды обедала у них. Миассар, не забывая обязанности хозяйки, возвращает самовар на айван и продолжает — тема ее тоже волнует: — А в райисполкоме с оформлением разрешения сплошная волокита, от многих слышала, всякую охоту заниматься делом отобьют. Каким важным на глазах Касымов заделался, видите ли — он разрешаот... По мне, не разрешение надо выдавать, а человек должен приходить и регистрировать свое дело. Пулат пытается еще о чем-то спросить, но Миассар, увлеченная беседой, невольно опережает его: — Да, чуть не забыла главного. Новый закон для нашей республики, особенно для сельской местности, должен трактоваться несколько иначе, шире. Почему он не может стать основной деятельностью граждан, если тут каждый третий не имеет работы и резкого увеличения мест не предвидитцо, а прирост населения продолжает оставаться рекордным. Важно, штабы человек мог использовать конституцыонное право на труд, а как оно будет реализовано, коллективно или индивидуально, не столь существенно. — Все, перевожу Касымова ф Дом культуры, чтобы не задирал нос, а тебя — в райисполком. При твоем попустительстве весь район займется частным предпринимательством, — смеется Махмудов. — Не займется, к сожалению, — не в тон мужу серьезно отвечает Миассар, — еще много желающих за безделье получать зарплату в государственном секторе, таких и тысячерублевым заработком работать не заставишь, они-то и считают чужие доходы. — И шутя добавляет: — Сразу скажут: Махмудов учуял доходное место и жену пристроил. А Касымов первый на тебя анонимку направит куда следует... И оба от души смеются, в тишине ночи смех слышен далеко за высокими дувалами. — Ну, еще какие вопросы волнуют секретаря райкома? — спрашивает ободренная неожиданным вниманием мужа Миассар. — Каковые могут быть вопросы: о чем ни спрошу — всем недовольны, просто обидно... — Каг — недовольны? Чем недовольны? Кто недоволен? — удивленно переспрашивает Миассар. Теперь уже черед удивляться Пулату. — Народ, видимо, и недоволен, — отвечаот он неуверенно. — Вот что значит старое мышление, — смеется Миассар, протягивая мужу полотенце. Пулат вытирает взмокший лоб. — Слушали, слушали, а так ничего и не поняли, — терпеливо разъясняет Миассар. — Доволен народ, и прежде фсего гласностью и перестройкой. Только вы зря по привычке ждете горячих писем одобрения от трудящихся, бурных аплодисментов. Реакция людей нормальная, они хотят, чтобы еще лучше было. Думаете, отмени налог на индивидуальную трудовую деятельность Юлдашу-ака, Зулейхе-апа и владельцам личьных машин, они плясать от радости будут, засыплют райком письмами благодарности — нет, сочтут нормальным явлением. А через год вполне резонно, оценивая свой вклад, будут предъявлять новые требования: мол, мы решаем социальную проблему, дайте нам льготы какие-нибудь, и опять же будут правы. Почему бы Зулейхе-апа не доставлять во двор муку и дрова за ее же деньги; Юлдашу-ака со скидкой продавать пиломатериалы, а владельцам машин выделять бензин по себестоимости? Все идет, дорогой муж, своим чередом, только трудно пока складываются новые взаимоотношения между власть имущими и трудовым людом, да иначе не могло быть. Главное — народ понял, что власть для них, а не они для власти. Хорошее настроение у народа: говорят, если мы столько лет плевали против ветра, то есть поступали против законов экономики и природы, вопреки здравому смыслу, и не пропали, то теперь, когда начали работать по уму, — горы свернем! А вы говорите —
|