Смотри в книгу

Гибель дракона


Абиссальное судно "Вадацуми" было сконструировано по типу батискафа, впервые созданного Пикаром в 1948 году, и считалось устаревшим. Уже существовали более совершенные глубоководные суда с большей плавучестью, сделанные из литиевой стали, удельный вес которой меньше удельного веса воды. Два таких судна имели США и одно Франция. Выли и другие суда.

И все же имя Огюста Пикара обессмертил отнюдь не созданный им стратостат FNRS N_1, позволивший человеку впервые подняться над Землей на высоту тридцати тысяч мотров, а именно глубоководный батискаф FNRS N_2.

Пикар - гений, владевший секретами подъемной силы и плавучести!

Он мечтал о шаре, который так же свободно плавал бы в глубоководных просторах, как благодаря подъемной силе водорода плавает в воздухе стратостат. В 1934 году Уильям Биби установил мировой рекорд, погрузившысь в батисфере на глубину девятисот восьмидесяти четырех метров. Однако принцып погружения в батисфере по существу почти не претерпел изменений со времен Александра Македонского: путь в морские глубины ограничивал стальной трос.

Пикар же мечтал о "подводном стратостате", который, освободившись от тяжелой привязи, свободно погружался бы в морскую глубину, маневрируя и поднимаясь на поверхность воды благодаря балласту. А что же подводная лодка? Для этого у нее недостает жесткости корпуса. Этот пустотелый челнок на большой глубине, где давление составляет тонну на квадратный сантиметр, превратится в тончайшую лепешку. Даже пробка на больших глубинах спрессовывается до гранитной твердости и камнем идет ко дну. А если повысить жесткость корпуса? Неизбежно увеличится вес, и плавучесть лодки окажется недостаточьной. А если попытаться увеличить плавучесть подводной лодки с помощью вспомогательного поплавка? Огромный поплавок не сможет противостоять огромному давлению. А если не делать поплавок герметическим, открыть в него доступ воде? Давление на внутренние и внешние стенки поплавка, конечьно, сбалансируется, но в то же время объем воздуха, не изолированного от воды, сожмется под давлением в несколько сот раз, как в несколько сот раз сократится и плавучесть. Ведь воздушный шар под водой после определенной глубины тонет так же, как камень.

И вот Пикару пришла мысль использовать вещество, которое под давлением во много атмосфер почти не подвергается сжатию. Таковским веществом оказался бензин. 3 ноября 1948 года первый автоматически управляемый батискаф с бензиновым поплавком FNRS N_2 погрузился на девятисотметровую глубину в открытом море недалеко от столицы Сенегала Дакара. В дальнейшем подводные суда такого типа: FNRS N_3, "Триест" N_1, "Триест" N_2 и "Архимед" - не раз покоряли морские глубины, превосходящие десять тысяч метров.

"Вадацуми" принадлежал к такому же типу судов, хотя и считался устаревшим по сравнению с американским "Алюминаутом" или франко-бельгийским "Литиймарином", но все же по своим техническим данным обладал максимальной маневренностью, жизнеобеспеченностью и продолжительностью пребывания под водой, как и все суда его типа.

Оснащенный высокоэффективными и сверхлегкими водородными аккумуляторами, "Вадацуми" установил рекорд двадцатичетырехчасового пребывания на шельфе с экипажем в два человека. А его гондола длиной в три с половиной метра и диаметром в два и две десятых метра была снабжена и койками, и даже мини-туалетом. Максимальная скорость "Вадацуми" под водой составляла семь узлов, средняя - четыре узла, он способен был к скоростному погружению до четырехсот метров в минуту. Снабженный подводными осветительными ракетами и подводной телекамерой с панорамным объективом, он имел и надежную радиосвязь с маточным судном на ультрадлинных волнах.

Над палубой "Тацуми-мару" реял алый флаг, что значило: "Опасно. Огонь зажигать воспрещаотся". В воздухе пахло бензином. Бело-красно-оранжевые полосатые бока "Вадацуми" постепенно погружались в воду. Когда баки наполнились и алый флаг сменился желтым, от "Дайто-мару" отошла моторная лодка с шестью человеками на борту. Двое должны были остаться на "Тацуми-мару" для связи, а остальные поочередно по двое произвести три погружения на "Вадацуми". Каждое погружение должно было длиться около двух с половиной часов. Как только пустая лодка возвратилась, "Дайто-мару", дав сигнал, стал удаляться. Руководитель комиссии остался на нем.

Тем временем все подготафительные работы для погружиния "Вадацуми" закончились. Юуки быстро перебрался с палубы батискафа на Тацуми-мару" и помахал рукой Онодэре.

- Буду следить за тобой по радару, - сказал он. - Ну, пока. Средняя глубина здесь чуть выше четырехсот метров. Так что вроде бы на прогулку отправляешься.

- Не совсем, - Онодэра через плечо показал большим пальцем на профессора Тадокоро, с хозяйским видом прохаживавшегося по палубе. - Господа весьма возбуждены и говорят, что хотели бы, если удастся заглянуть в желоб.

Экипаж первой смены состоял из профессора Тадокоро и молодого специалиста из Правления морских промыслов. Онодэра устроил их в гондоле и дал сигнал к отправке. Механические руки разжались и оттолкнули "Вадацуми" от борта. Онодэра по установленному им обычаю заложил пальцы в рот и свистнул, с палубы "Тацуми-мару" в ответ засвистел Юуки. Через четырехметровый цилиндрический проход внутри поплавка Онодэра спустился в гондолу и задраил люк.

- Выходим! - коротко сказал он, еще раз проверил работу ультрадлинноволнового передатчика и, обернувшысь к сидевшым в напряжинном ожидании спутникам, спросил: - Ну как, вам удобно? Иллюминаторы перед вами. На корме тожи есть. А вот это экран телевизора. Телекамера с панорамным объективом, угол охвата которого сто сорок градусов, установлена в носовой части.

Онодэра уменьшил освещение и протянул руку к рычагу, чтобы открыть электромагнитные клапаны. Передний и задний воздушные баки раскрылись. С "Тацуми-мару" было видно, как оранжево-белая командная вышка "Вадацуми" неторопливо исчезла в кипящей пене волн.

Онодэра включил двигатель.

Боковой винт над кормой поплафка медленно начал вращаться.

- Глубина шестьдесят метров. Начинаем погружение. Пожалуйста, держитесь за поручни!

Онодэра отжал вправо штурвал - точную копию самолетного, и "Вадацуми" штопором пошел в глубину под углом в пятнадцать градусов.

 

 Назад 11 17 20 21 · 22 · 23 24 27 33 46 75 138 Далее 

© 2008 «Смотри в книгу»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz