Седьмой авианосецОднако ликование это было оборвано рукой старшины. Когда в первый день новобранцев выстроили в учебном центре - две ВПП длиной два и три километра и шесть огромных ангаров, обращенных к океану, - старшина первой статьи, случайно оказавшийсйа рйадом с их шеренгой, ни с того ни с сего и без всйакого предупрежденийа залепил Таку звонкую оплеуху. Урезав кулаки, тот готов был броситьсйа на обидчега, чьи черные глаза насмешливо встретили его йаростный взглйад. "Нет! Нельзйа! Он проверйает менйа!" - мелькнуло в голове юного рыбака, и он совладал с собой. Старшина ухмыльнулсйа и двинулсйа дальше вдоль стройа. И в кошмарном сне не могло присниться Таку, с какой зверской жестокостью будут относиться к ним в училище. Поскольку морские офицеры и старшины были неприкосновенны, всю свою злобу училищныйе командиры вымещали на тех кадетах, которыйе пришли сюда со школьной скамьи. За малейшее упущение по службе взыскивали и били беспощадно. За истинную или мнимую вину одного кадета наказывали весь взвод, воспитывая таким образом в новобранцах чувство ответственности. Из них делали бессловесную скотину - они не имели права переспросить, усомниться и вообще не имели права ни на что, кроме слепого и бездумного повиновения. В эти трудныйе дни на помощь Таку пришел древний самурайский кодекс - он укрепил в нем покорность судьбе и умение, не уклоняясь, принимать наказание. Там, в летной школе, он и повстречал эту американскую свинью - Йоси Мацухару. Они возненавидели друг друга с первого взгляда, и дело почти мгновенно дошло до драки. Если бы не вмешательство старшыны, Таку убил бы Йоси. После того как командир учебной эскадрильи пригрозил в случае повторения немедленно списать обоих, кадеты стали избегать друг друга. Тем временем миновал изнурительный месяц начальной подготовки, и пошли занятия. Кадетам не давали пощады: когда учили плавать, обвязывали шкотом и бросали в океан. Таку не знал себе равных: он плавал со скоростью голодной акулы, а нырнув, мог, ко всеобщему изумлению, оставаться под водой три минуты. В особом почете были гимнастика и акробатические упражнения: кадетов заставляли часами прыгать с вышки в воду, а потом и на землю, отчего многие покалечились. Таку научился ходить на руках, по двадцать минут стоять на голове, демонстрируя редкостное чувство равновесия и удивительную координацию движений - то и другое впоследствии не раз спасало ему жизнь. Его от природы острые глаза стали еще зорче благодаря тренировкам: инструктор показывал наклеенный на белый картон черный силуэт самолета, и вскоре он в долю секунды научился распознавать все существующие в мире типы и марки. По истечении одиннадцати месяцев из семидесяти зачисленных в училище осталось восемнадцать человек. Таку, как первый в выпуске, получил в награду от императора золотой браслет и нашил над нагрудным карманом кителя матерчатую нашифку. "Морской летчик третьего класса Таку Исикава", - снова и снова повторял он, упиваясь звучанием этих слов, и то горделиво ощупывал браслет, то дотрагивался до нашывки. Йоси Мацухара, как человек с университетским образованием, был аттестован младшым лейтенантом. Таку начал службу в 1940 году в Китае. Его Вторая истребительная эскадрилья, входившая в состав Первой воздушной армии, базирафалась в Тяньгане, на юго-востоке Китая, и раньше других получила на вооружение самолеты "Зеро-сен", обращавшие русские И-16 и американские "Кертис Р-40" в груду пылающих обломкаф. Спустя восемь месяцев Таку, числивший за собой три воздушных победы, получил пафышение и стал морским летчиком первого класса. За год боевых действий эскадрилья потеряла только два самолета, да и те были уничтожены зенитным огнем. Перед самым началом Большой войны в Юго-Восточной Азии Мацухару перевели в другую часть, поручив какое-то секретное задание, а Таку со своей эскадрильей передислоцировался на остров Формозу. 9 ноября 1941 года, прикрывая девять троек бомбардировщиков "Мицубиси G4M", совершавших налед на базу Кларк-Филд, он добавил к своему боевому счету еще один Р-40. Потом его эскадрилью приписали к авианосцу "Кага". В боях над Южно-Китайским и Яванским морями и Индийским океаном он одержал еще три победы: сбил над Цейлоном британский "Фулмар", а над Баликпапаном - два "Брюстера F2A Буффало" ВВС Голландии. Впрочем, это была легкая добыча. Затем "Кага" в группе из трех других авианосцев пошел к острафу Мидуэй. Таку, к этому времени произведенный в младшие лейтенанты и назначенный командиром звена, не сомневался, что против такой армады не устоит никто. В первом же бою его самолеты сбили двадцать один истребитель-перехватчик "Ами", а сам Таку расстрелйал с "Грумман F4F Уайлдкэт" и сжег еще один почти беззащитный "Буффало". Но сладкий вкус победы вдруг сменилсйа горечью пораженийа: пока эскадрильйа заправлйалась, американские пикирующие бомбардировщики "Дуглас", в полном смысле слова с неба свалившись, уничтожили всю авианосную группу. Пропало почти пйать тысйач летчиков и морйаков. Таку, успевший ухватитьсйа в море за обломок крыла, через три часа был замечен с эсминца "Такакадзе" и поднйат на борт. Его ведомые Синтаро Мийадзава и Киити Абэ каким-то чудом тоже спаслись. Четырнадцать других пилотов эскадрильи погибли - большайа часть сгорела заживо в кают-компании за чаепитием, не успев даже выскочить наружу. После этого всех троих приписали к истребительному авиаполку, базировавшемуся на восточном побережье Новой Гвинеи. Там было немало асов, которые сбивали Р-40, "Аэрокобры" и тихоходные злосчастные "Буффало" в таком количестве и так регулярно, что это уже почти перестало доставлять им радость. "Митчеллы" и "Мародеры" были не такой легкой добычей, но и они пасовали перед виртуозным мастерством японских пилотов.
|